+7 921 955-04-14

Самовоспитание ребенка

Главной целью и результатом воспитательного процесса является самовоспитание. Воспитательным процессом занимаются взрослые. Самовоспитанием - ребенок.

Самовоспитание - это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Но для того, чтобы происходило совершенствование положительных качеств, необходимо формировать в этом потребность на уровне эмоций. Говоря простым языком, необходимо, чтобы ребенок жизни своей не представлял без беспрерывного образования, занятий спортом, общественно-полезной деятельности и т.д. Чтобы сама мысль о том, чтобы лениться или заниматься ерундой вызывала неприязнь и отторжение. На уровне логики все понимают, что полезная деятельность приведет к хорошим результатам, а бесполезная или разрушающая приведет к плохим. Но объяснять это с помощью логики или демонстрации личного примера часто бывает недостаточно.

Взрослые (родители и педагоги) должны заниматься стимулированием самовоспитания ребенка. Но для того, чтобы у детей возникало желание совершенствовать свои положительные качества, необходимо, чтобы они испытывали радость от своих результатов. Чтобы они научились достигать эти самые результаты, для начала. А это бывает не просто. Так как любая работа над собой сопряжена с различными трудностями и требует затрат большого количества сил. По разным причинам дети могут не достигать значительных успехов в деятельности, из-за чего они расстраиваются, переживают. Основные причины неудач: недостаток знаний и опыта для достижении тех или иных целей в процессе обучения; неумение психологически справляться с трудностями и неудачами. Конечно, очень осложняет процесс самосовершенствования еще отсутствие реальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Катастрофа, если отсутствие достижений у ребенка приобретает устойчивый характер.

Если дети не имеют возможности себя реализовать в социально одобряемой деятельности, они находят более легкие, часто асоциальные пути для самоутверждения.

Педагогическая практика показывает, что чаще всего дети добиваются успехов в самовоспитании при следующих условиях:
- разнообразие образовательной, спортивной, трудовой деятельности;
- возможность чаще брать на себя инициативу;
- возможность формировать и высказывать свое мнение;
- возможность выступать в роли активного организатора;
- хорошо продуманные методы стимулирования самовоспитания;
- широкий круг общения с людьми, которые успешно занимаются самосовершенствованием;
- психологическая поддержка.

Если ребенок в процессе воспитания и обучения только лишь пассивный исполнитель и безразличный участник без своего мнения, то у него формируются соответствующие качества. Авторитарный характер воспитания подавляет в детях инициативу, самостоятельность, активность.